Засиять!
26.06.16 15:28

Стэнли Кубрик, "Сияние", 1980 г.

Психологические ужасы Стивена Кинга редко находят удачную адаптацию на экране. Большинство фильмов по творчеству короля ужасов невообразимая скука. Не умеют современные киноделы творить страшные ленты с психологической подоплекой. Но один из самых известных романов «Сияние», все же обрел качественную экранизацию. В мастерстве знаменитого Стэнли Кубрика, попрекнуть не удастся. Именно у него вышла одна из самых сильных лент по Кингу (не считая работ Дарабонта).

Кубрик в режиссёрском кресле и Николсон на площадке – дали ошеломительный результат. Медленное действие с вялым развитием сюжета, вводят зрителя в заблуждение, а потом захватывает не хуже птичьего полета. История бывшего алкоголика со множеством демонов внутри, приехавшего с семьей в отель в горах, занесенный в зимнюю пору снегами, в самом начале действия напоминает драму. Ужасы разворачиваются позже и на всю длину коридоров отеля «Оверлук». Кусты, живущие своей собственной жизнью, две девочки, увиденные Дэнни – только преддверие мрачного кошмара позднее развернувшегося в узких проходах отеля. Страшно будет неоднократно, а вот мурашки по коже побегут много-много раз.

Перед просмотром стоит приготовиться: «Сияние» эстетическое удовольствие. Картинка, манера режиссера, игра актеров – все направлено создать свою чарующую атмосферу: сочную, точную, со всеми вытекающими: её чувствуешь и дрожишь. И зритель по ней плывет, как на лодке: сначала по легкому течению, а потом вскачь, подобно байдарке по сильному течению. К финалу кино разгоняется. Ранее развешенные ружья по всем правилам хорошего кинематографа стреляют, попадая в цель. Именно ближе к концу мистическая драма раскрывает свое истинное лицо. Дювалл и Николсон отличная пара. Первая – боязливая жена, пытающаяся взять себя в руки; второй – истеричный психопат, скрывающий за маской алкоголика. Николсон – вот кто вытащил весь фильм. Кто бы еще мог настолько верно изобразить маньяка-психопата? Мимика, жесты, голос (если смотреть в оригинале), пугают невероятно. Николсон сыграл убедительно, живо, ярко. Образ актера лезет в глаза, обещая доверчивому зрителю после явиться во сне.

Фильм жуткий, но невероятный. Детали подогнаны одна к другой, работают на всю картину и редкий случай на экране увидеть ровно снятый ужастик. Красочный, безумный, яркий и запоминающийся. Кубрик явно делал экранизацию с любовью, тем паче, не первая работа режиссера по адаптации книги на большой экран. Можно вспомнить «Заводной апельсин» и «2001 год: космическая одиссея».

Сейчас, когда кинематограф изживает в себе все прошлые рефлексии и чувства ответственности за свое творение, подобные фильмы большая редкость. «Сияние» пример того, что есть настоящий ужастик. Ни дешевый фильмец с кучей крови и обилием насилия, ни попытка повторить чужие лавры, а именно хоррор в своем первозданном, можно сказать: чистом виде. Пугающая атмосфера, тревожное состояние, натянутые нервы готовые лопнуть от выброса адреналина – именно таким должен быть фильм ужасов. И в «Сияние» все это есть.

К просмотру ленту, нужно рекомендовать всем. Конечно, понятно, что многие на сегодняшний день её видели. Кто-то очень любит, другой нетерпим, но вряд ли великолепная игра Николсона и любовно воссозданная атмосфера Кубрика кого-то оставили равнодушным.

Вердикт: великолепное кино на все времена. Ужастик в своем первозданном значение, призванный напугать, а не стращать мерзостями современного кинематографа. Кубрику и Николсону низкий поклон.

Read Full Article